Яндекс.Метрика

Глава XIII. Сейтек. Смерть Канчоро.

Айчурек воскликнула:

- Эй, кайним! Здоров ли ты? Как ты живешь? Когда ты благоденствовал, мы испытывали мученья, каких не видела собака. Ты истребил множество людей во главе с Сарыханом и Бёлёкбаем. Ты разодрал мою голову, облил меня кровью. Ты отдал меня в подарок Кыясу, и четырнадцать лет была я его рабыней. Ты разорил дворец Семетея, разрушил дувалы, вырвал с корнем деревья. Своим предательством ты чуть было не уничтожил все его потомство. С малых лет ты воспитывался вместе с Кульчоро и сосал с ним одну грудь, вы спали в одной постели, и ему ты, предатель, распорол и вырезал обе лопатки, и сделал его рабом!

О Кульчоро, кокджал мой! Эту бешеную свинью почему ты не сделаешь своей жертвой. Почему ты не мстишь ему и не насыщаешься его черной кровью? -так кричала Айчурек, подобная разъяренной тигрице.

Каныкей и Айчурек приблизились к Канчоро. Он в страхе склонил свою голову. Айчурек, опасаясь, что Кульчоро, считавший Канчоро своим родичем, может помешать ее мщению, поспешно выхватила нож и вонзила его Канчоро в правую почку.

Канчоро упал с золотого трона. Каныкей и Айчурек набросились на него, зарубили его мечом, и только тогда забыли все свое горе и унижение.

В ту пору Бакай, полумертвый-полуживой, оглохший на оба уха, лежал в шалаше из травы, находясь между смертью и жизнью. Карадоо, подойдя, радостно приветствовал его.

- Дитя мое, - отвечал Бакай, - Вот уже четырнадцать лет, как я не слышал приветствия. Твой голос мне как будто знаком. Он приятен моему слуху. Расскажи, дитя мое, кто ты? Откуда ты?

- Я - Карадоо, сын Кутубия.

Горько заплакал тогда Бакай.

- В утробе матери остался батыр Сейтек. Вдовой осталась Айчурек. Неведомо, куда ушел Кульчоро. Я думал, что в плену погиб Карадоо. Я мечтал увидеть кого-нибудь из них или их сирот. Теперь неожиданно мечта моя сбылась. Ты приехал! Скажи скорее, что ты слышал о Сейтеке, об Айчурек, о Кульчоро? Живы ли, здоровы ли они? О дитя мое, расскажи скорее, иначе не вытерпит душа моя!

Пока Бакай расспрашивал его обо всем и они вели этот разговор, Каныкей, Айчурек, Сейтек и Кульчоро приволокли головы Канчоро и Чачикей в подарок Бакаю. Радость Бакая была безграничной.

Народ, изведавший угнетение и рабство при Канчоро, узнав обо всем, что случилось, говорил:

- Дошли к богу наши слезы. Наше желание исполнилось. К нам возвратился Сейтек - наша опора, наше счастье!

Весь народ ликовал, был устроен большой пир. У кого была кобыла, тот резал кобылу, у кого был жеребенок, тот резал жеребенка, даже бедняки резали последних баранов.

Сейтека посадили на шелковый ковер, подняли над толпой народа и провозгласили ханом.

- Будь ханом вместо отца Кокджала, - говорил народ.

Тогда Сейтек взял оба повода узды в свои руки и стал управлять народом.

Настала счастливая пора. Бее старухи нищенки стали питаться курдючным салом. Бедняки стали кочевать по цветущим джайлоо, и на трехлетних скакунах забавляться соколиной охотой. Не было таких гор и долин, где бы они не побывали, развлекаясь охотой на косуль, и не стало врагов, с которыми бы приходилось им воевать.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.